Воспитание гигиенических навыков у детей
Воспитание гигиенических навыков у детей имеет большое значение в защите их здоровья, способно оказать влияние на правильное поведение в быту и общественных местах. Более того, здоровье окружающих людей зависит от способности выполнять детьми обязательные гигиенические правила и нормы поведения.
Потребность в чистоплотности, культурном потреблении еды, организации порядка в окружающей среде обусловлены не только требованиями гигиены, но и правилами человеческих отношений. Необходимо привить детям понимание того, что несоблюдение гигиенических правил обычно негативно воспринимается окружающими людьми.
В ходе воспитания гигиенических навыков у детей нужно прийти к тому, чтобы выполнение правил гигиены приобрело обыденность, и со временем данные умения улучшались.
Гигиеническое воспитание детей дошкольного возраста проводят начиная с простых правил (умывание лица и рук перед приемом пищи, после прогулки на улице и посещения общественных мест и прочее), используя демонстрацию процессов гигиены посредством картинок с изображением людей и животных, напевая специальные песни и потешки, читая соответствующие книги.
По мере взросления ребенка гигиенические правила и навыки расширяются и усложняются.
Воспитание навыков личной гигиены подразумевает также умение детей быть аккуратными, отмечать недочеты в своем внешнем облике, устранять их самим или с помощью взрослых.
Формирование гигиенических навыков тесно связано с воспитанием культурного поведения.
С малолетства детей обучают культуре приема пищи:
- верная посадка за столом;
- умение пользоваться столовыми приборами;
- аккуратное и бесшумное поглощение пищи;
- организация стола к приему пищи;
- ознакомление с разновидностями посуды;
- изучение процесса потребления пищи (что с чем и как едят);
- привлечение внимание к правильному общению во время еды (беседовать тихо и доброжелательно, не говорить с набитым ртом).
Все привычки и умения, основательно закрепленные в дошкольном возрасте, сохраняются на всю жизнь. Отсюда, учитывая возрастные особенности ребенка, процессы гигиены и культуры важно демонстрировать не только собственным примером, но также сопровождать показ разъяснениями: желать заинтересовать ребенка, мотивировать его на самостоятельность, хвалить его даже незначительные успехи.
Советы по формированию и закреплению гигиенических навыков у детей
- предметы повседневного обихода должны заинтересовать ребенка своей яркостью;
- условия для проведения процедур лучше комфортно организовать;
- необходимо стремится получить от детей строго определенных и последовательных действий при выполнении гигиенических процедур;
- в каждом моменте (отдыха или деятельности) возможно обнаружить удачное время для воспитания навыков гигиены;
- полезно обеспечить детей различными заданиями для усвоения знаний и навыков личной гигиены;
- учитывая тот факт, что дети раннего возраста довольно внимательны и предрасположены к копированию поведения, взрослым нужно понять, что для успеха в воспитании гигиенических навыков им следует стать образцом подражания;
- необходимо иметь единый подход для благотворного культурно-гигиенического воспитания.
Добавить комментарий